belarus22 (belarus22) wrote,
belarus22
belarus22

Categories:

Танки КВ 7-го мк. 14-я тд, 28-й тп. КВ-2 № Б-4697.

КВ-2 № Б-4697.
Технические особенности машины:
Выпущен во второй половине мая 1941г. на Ленинградском Кировском заводе. Последняя довоенная серия (башня на гужонах, коуши литые, два ящика ЗИП на правой надгусеничной полке, один на левой).
Надо заметить, что в обороне непосредственно города Витебска принимало участие три танка КВ. О двух я писал ранее, это КВ-1 № М-4657, судьба которого вместе с экипажем остается неясной до сих пор, КВ-2 № Б-4712, оставленный экипажем в южной части аэродрома Витебска 10-11 июля 1941 г. и КВ-2 № Б-4697, о котором пойдет речь сейчас.
Эта машина, как и его "собрат" с аэродрома, принял участие в обороне Витебска от наступавших частей 20.Pz.Div и 20.I.D.(mot) подошедших к западной окраине города утром 9 июля 1941 года, и также был оставлен экипажем в городе.
Экипаж:
КМ - л-т Борисенко Михаил Трофимович – получил травму руки при буксировке машины сорвавшимся тросом до боев в Витебске. В боях в Витебске машиной командовал ст.лейтенант из 137-й дивизии (по всей видимости в акте на списание напутали, 137 стрелковая дивизия воевала под Оршей, южнее Витебска, а в городе и его окрестностях до войны дислоцировалась 37-я сд), МВ – с-т Эсауленко, КО – с-т Будчаный, Р - ст.с-т Мартынов направлен в бой в Витебск в составе другого экипажа, З – мл.с-т Стадник, З – ефр. Осадчий.

Танк достаточно подробно отснят немцами, так, как находился в самом центре Витебска, так называемой "яме", в глубоком кювете на правой стороне современной улицы Ленина около нынешней площади Свободы.
Обстоятельства потери танка:
Из г.Смоленска машина совершала марш протяжением 75км и 3.7.41г. прибыла в р-н д.Новины. Имела техническую неисправность, был выведен из строя поворотный механизм башни. Неисправность эту устранить не удалось и машина 5.7.41г. получив боевую задачу, отправилась в р-н исходных позиций д.Дуброва с этой неисправностью. 6.7.41г. машина прибыла в р-н исходных позиций. Вследствие выхода из строя главного фрикциона принимать участие в бою не могла и 7.7.41г. была отправлена на СПАМП №3. После устранения неисправности, машина была направлена на оборону г.Витебск. Радист .с-т Мартынов еще до того, как машина была отремонтирована, отправлен с другой машиной к г. Витебск.
К-р машины л-т Борисенко при буксировке своей машины бал ранен сорвавшимся тросом в руку и откомандирован в ТЭП. Машина отправилась в г.Витебск в распоряжение нач. обороны с остальными членами экипажа. Командиром машины в Витебске был назначен ст.л-т из 137 дивизии (фамилия неизвестна). Машина ходила в разведку и когда возвращалась обратно в город, на подъеме после моста через р.Зап.Двину, вследствие отказа тормозов свалилась под откос. К-р машины приказал машину взорвать, т.к. эвакуировать ее было невозможно. 10.7.41г. машина была взорвана на восточном берегу р.Зап.Двины в г.Витебск.
Как видно по снимку, машину не взорвали, возможно повредили, так, так немцы не пытались танк перевернуть и использовать. По свидетельству местных жителей, танк взорвали позднее.
По рассказу участника "photoka" на форуме rkka.ru, приведшего воспоминания по этому танку (рассказчику было 10 лет в 1941):
"Танк стоял в районе нынешнего Гастронома (напротив книжного магазина) на современной площади Победы. Видимо держал под обстрелом мосты через З.Двину - это самая высокая точка. При отступлении - "пришли два молодых офицера завели танк и пустили его с горы без экипажа (в сторону современного амфитеатра - а гора достаточно крутая - это сейчас котловина оврага частично засыпана) - соответственно в конце танк опрокинулся. Немцы после захвата города очень любили возле него фотографироваться. Затем они (немцы) что-то пытались с ним сделать - танк взорвался, причем сила взрыва была такова что орудие танка улетело метров за 50".

На этом можно было бы завершить рассказ, но я не зря упомянул все три КВ, участвовавших в обороне Витебска.
Немцы достаточно красочно и подробно описывали в своих донесениях и докладах действия КВ на улицах города, особенно на плацдармах. Один был образован ими на южном берегу Западной Двины у уцелевшего железнодорожного моста на линии Витебск-Смоленск, около впадения реки Лучеса в Двину, второй создан севернее Витебска у деревни Тетерки. Так командование 20.Pz.Div. в своем промежуточном донесении в корпус 10.07.1941г. докладывает:
"Передовой отряд пытался 7 ч. прорваться по железнодорожному мосту ... Вражеское сопротивление не позволяет это, и атаковавшие русское тяжелые танки, временно вызывают у железнодорожного моста критическое положение".
А вот на втором, северном плацдарме, по всей видимости, появляются "следы" пропавшего без вести КВ-1 № М-4657.
Так в донесении S.R.112 в штаб 20.Pz.Div. рано утром 11.07.1941г. докладывает о танковой атаке на северный плацдарм следующее:
"1 тяжелый танк, вооруженный 10 см пушкой и тяжелым пулеметом, после множества попаданий продолжает атаковать. Он обстреливается с близкого расстояния нашим 5 см ПТО, которое ни чего не может с ним сделать, после чего он давит это противотанковое орудие. (Орудие полностью уничтожено!)".
Если считать достоверными данные из актов на списание танков, то получается, что оба КВ-2 не могли атаковать северный плацдарм так, как КВ-2 № Б-4712 уже завяз на аэродроме, а КВ-2 № Б-4697 уже перевернулся.
Думаю здесь необходимо добавить, что существует вероятность того, что немцы могли описывать в этом донесении и Т-34, ведь при обороне Витебска из состава 27-го тп 14-й тд использовалось две тридцатьчетверки, однако вероятность того, что 5 см Pak-38 его не смогла подбить с близкого расстояния значительно больше, чем для КВ-1.
К сожалению других данных об этом танке и его экипаже мне пока найти не удалось.
Tags: 14-я тд, 28-й тп, 7-й мк, КВ-2
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments